Понятие деловой репутации напрямую связано с нематериальными активами предприятия. Деловая репутация учитывается в их составе на балансе предприятия как разница между его фактической стоимостью и стоимостью, которую готов уплатить покупатель на рынке. То есть становится понятно, что по балансу цена фирмы определяется как стоимость его чистых активов, то, что есть в наличии на бумаге и по факту в реальности. А вот цена, которую готов отдать покупатель фирмы в случае её покупки может быть выше или ниже. Она зависит от имиджа или впечатления, которое имеет компания в данном сегменте. Положительная деловая репутация зависит от степени доверия партнеров к фирме, от того, насколько они уверены в дальнейшем взаимовыгодном сотрудничестве. Отрицательную разницу, напротив, создают недоверчивость партнеров, демонстрация неудачного, провального ведения бизнеса. Поэтому деловую репутацию принято называть «гудвиллом», что означает в дословном переводе с английского «хороший вид».
Для чего делается оценка деловой репутации?
- для реорганизации предприятия (слияние, поглощение, ликвидация и др.);
- для осуществлении акционирования компании или дополнительного выпуска ценных бумаг;
- для определении имущественных прав;
- для планировании деятельности фирмы на будущие периоды;
- для проведении уточнения стоимости нематериального актива;
- для намерении осуществить инвестиционные проекты;
- для судебных разбирательствах с определением размера возмещения ущерба;
- для передачи имущества в наследство.
Перечень необходимых документов для отчёта об оценке
Случаев, когда необходимо провести оценку стоимости деловой репутации бизнеса довольно много. Поэтому вопросу выбора оценочной компании, которая способна осуществить это мероприятие, необходимо уделить максимум внимания. Тем более, что для оценки гудвилла нужен внушительный пакет документов:
- учредительные документы и проспекты эмиссий;
- бухгалтерская отчетность за последние три года;
- аудиторские заключения;
- инвентаризационные отчеты;
- документы по основным фондам;
- сведения по имеющимся активам компании;
- расшифровка кредиторской задолженности;
- документы о дочерних и зависимых предприятиях;
- бизнес-план с описанием перспектив развития компании на ближайшие 5 лет.